Большая перемена: как изменить мышление, чтобы сделать жизнь лучше

Психолог Людмила ТУТЫНИНА в интервью «В» рассказала, как починить свои мысли, чтобы не совершать одних и тех же ошибок.


– Что такое мышление? 

– Объясню просто. Это процесс производства мыслей. На основе суждений мы делаем умозаключения. Разных видов мышления много. Назову основные: практическое (когда действуем), образное (думаем картинками) и научное. Все они могут одновременно присутствовать в одном человеке. Яркий пример – итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант Леонардо да Винчи. 

– Только изменив мышление, можно сделать жизнь лучше?  

– Прежде всего на нас влияет семья, а потом круг общения, школа, работа. Перенимаем готовые паттерны мышления, поведения. Люди делятся с нами теми из них, которые для них были результативны. Мышление формируется от человека к человеку. Но, чтобы избежать шаблонности, нужно учиться сравнивать, анализировать, синтезировать, критиковать. 

Если хотите изменить жизнь, но ездите по одному и тому же маршруту, обедаете в той же столовой, всё останется на своих местах. Люди, как правило, не хотят меняться. Они уверены, что не всё в порядке с родными, друзьями, коллегами и остальными. Но зачастую выясняется: источник неприятностей – мы сами.  

Начинайте с себя. Исследуйте, как думают другие. Мы развиваемся только при общении с людьми. Например, если говорить про детей-маугли, то они достигают потолка мышления, как у обезьян или волков. Чтобы измениться, требуется время. На низком уровне развития  человек выживает, и все мысли крутятся вокруг этого. А если уровень развития общества повысится, то можно ещё более себя совершенствовать. 

– В зависимости от того, что думает человек, можно предположить, как он поступит в той или иной ситуации.  Мысли определяют поступки? 

– Да. Наш рай и ад находятся в голове. На бесплатных занятиях по психологии в своей школе «Пилигрим» рассказываю: есть два пути, по которым можно двигаться, – созидание и разрушение. В первом можно использовать свои способности и таланты для развития себя. Второй приводит к депрессии, хандре.

Тот, кто созидает этот мир, не носит розовые очки, он хорошее называет хорошим, а плохое – плохим. Новую ситуацию не считает проблемой, которую невозможно решить. 

Знаете, жизнь – это школа, где мы все друг другу учителя. Это отличный шаблон, который даёт расширение сознанию. Неэффективно думать, что  судьба не удалась, что всё время не везёт. 

– У каждого своя картина мира? 

– Да. Даже у близнецов воспитание одно, но мышление разное. Поэтому нужно быть толерантным к другому мнению, культуре. Не стоит относиться к жизни очень категорично. Если кто-то думает не так, как вы, это не означает, что он плохой. Люди хотят любви, счастья, мира, ресурсов и так далее. Но одних и тех же ценностей все достигают неодинаковыми путями. 

Каждый находится в разных контекстах – у всех разная картина мира. Приведу пример. Сельчанин живёт в деревне, где нужно трудиться на огороде,  пасти скот. Он выживает, думая о погоде и урожае. Но и горожанин, у которого есть  авто, работа, тоже выживает. У него может не быть качественной еды и даже денег на проезд. 

Анонс


Очередное занятие в школе «Пилигрим», где проходят бесплатные уроки по психологии, состоится 23 октября в Гомельском областном филиале Республиканской научно-технической библиотеки (проспект Ленина, 3). 


Начало в 18.00.

– Большинство людей живут неосознанно, не отдавая отчёт своим словам и поступкам. 

– То, что привычно, не подвергается осмыслению. Так возникают шаблоны. Например, на автомате включаем электрочайник, заводим авто. Если хотим новую реальность, то нужно шаблонное мышление сменить на новое. Если мысль изначально неприятная, то обязательно будем проговаривать негатив и запускать такую же реакцию. Не бывает действий без мыслей. Всегда нужно отдавать отчёт тому, что думаете.

Осознанность – способность преодолевать стереотипное мышление, задавать себе вопросы, анализировать свои мысли и поступки. Так нарабатывается собственное видение, и мы становимся самими собой. Могут быть ошибки. Но в ходе эволюции без них не обойтись. 

– Как понять, что думаешь как-то не так?

– Как сказал физик Альберт Эйнштейн, проблемы, которые возникают на определённом уровне мышления, на этом уровне решаться не могут. Если не изменишь свои убеждения, не жди перемен. Психолог Роберт Дилтс продолжил идею учёного. Обычно человек думает о том, что его окружает: детях, работе, начальнике, погоде, природе и так далее. На всё реагирует автоматически. И, как правило, жалуется: его не устраивает окружение. В таком случае важно перейти на вторую ступень – действий. А для этого требуется задавать себе вопросы. Что я делаю неправильно, как реагирую на коллег, как общаюсь с руководителем? Не стоит размышлять о чужих действиях, только о собственных. Третий – задействовать личные способности, таланты, стратегии. Например, когда разговариваете с шефом, всегда огрызаетесь. А может быть, есть другие способы ведения беседы? Так постепенно происходит расширение вашего мышления. Четвёртый – нужно понять, что для вас ценно в той или иной ситуации. Свобода, независимость, правда – скажет кто-то. А если попробовать сотрудничать, а не держать оборону и уходить в изоляцию?  Пятый – понять, ради чего  живёте, если ходите на нелюбимую работу? Скорее всего, выяснится: реально реализовываться в любом коллективе.

– Мышление – показатель уровня развития?

– Психолог Клер Грейвз разработал динамическую модель спирального развития ценностей человека. Нам доступно неограниченное количество способов прожить жизнь. Американец выделил несколько уровней, по которым мы идём. Некоторые из них можно проскочить, бывает, возвращаемся на предыдущий. 

Первый – человек думает о доверчивости, заботе, безопасности, традициях, вере. Реально застрять на этом этапе, считая, что семья – крепость, и думая только о сытости и комфорте. Но если не хочется ограничиваться,  вас ждёт следующий уровень – второй: мысли о своём признании, уважении к людям. Здесь придётся бороться за своё место под солнцем. Третий – сталкиваемся с недоверием к миру, размышляем об ответственности, благородстве, результате, трудолюбии, соблюдении законов, отстаивании правды. Уже с этого этапа развитие проходит в нашем мышлении, но  и проявляется в поведении. Четвёртый – беспокоимся об успехе коллектива, достижениях семьи, города, страны. Пятый – уважение, доброта к другим, сотрудничество, сопереживание. Шестой – развиваем общество через своё дело, расширение  сознания,  смысл жизни. Седьмой – переживания о мире на планете, вопросах экологии, духовности. 

Также важно увеличивать радиус своего мышления. Сначала думаем о себе, а потом о семье, городе, стране, планете. 

– Современное поколение отличается от предыдущего. В чём, на ваш взгляд, заключается отличие?

– Наше общество объединяет людей трёх систем мышления: коллективизма, индивидуализма, инфантилизма. Современная молодёжь заточена на потребление ради личного комфорта.  При СССР провозглашался коллективизм, а сейчас, скорее, царит потребительство. Это когда другого человека можно скушать на ужин.   


– Что белорусам стоило бы изменить в своих убеждениях? 

– Мы боимся признать личный успех и достижения нашей страны в целом. Низко оцениваем себя. Да и всё время говорим, что выживаем. Хотя давно хорошо живём. 

Определение логических уровней здоровья по методике Роберта Дилтса

Сначала вспомните то время, когда вы действительно чувствовали себя здоровым. И, думая об этом, ответьте на следующие вопросы. 

ОКРУЖЕНИЕ. Где вы были? Какие люди окружали вас? Какой была обстановка? В какое время года это было? В какое время дня вы чувствовали себя действительно здоровым? Какие взаимоотношения были важны для вас тогда?  

ПОВЕДЕНИЕ. Что вы делали? 

СПОСОБНОСТИ. Какими навыками владели тогда? К какого рода деятельности были способны? Как тогда думали?                

УБЕЖДЕНИЯ И ЦЕННОСТИ. Какие убеждения были у вас относительно своего здоровья? Было ли это естественным состоянием? Легко ли его было достичь? Почему хотели быть здоровым? Какую выгоду это приносило? Что было важным для вас в здоровье? Что могло препятствовать быть здоровым? 

ИДЕНТИЧНОСТЬ. Что значит быть здоровым человеком? Какова ваша миссия в жизни? Как здоровье помогает вам реализовать эту миссию? Что здоровье добавляет к вашему  образу самого себя? 

ВЫШЕ ИДЕНТИЧНОСТИ. Подумайте о том, как связаны со всеми остальными живыми существами и всем тем, что, по вашему мнению, находится выше вас (для некоторых это религия или духовная сфера). Как здоровье связывает вас с другими существами и помогает стать выше себя? 

Автор фото: Фото автора

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: