Нужны ли детям смартфоны в школе: мнения гомельчан

Прогресс уверенно шагает по планете. И мы вместе с ним. Вот только идём мы куда-то не туда. Хотя, казалось бы, чему удивляться? Всё, что человек изобретает на созидание, в конечном итоге работает на разрушение. Да, смартфон – замечательная вещь, которая делает нашу жизнь проще и экономит время (правда, последнее под большим вопросом), но всё это применимо в отношении взрослых. С детьми же всё обстоит гораздо сложнее. Мы добровольно вручили им ящик Пандоры и теперь не знаем, что с этим делать.

«Коробка», в которой есть всё. Не хочется впадать в состояние «раньше деревья были зеленее, а котлеты вкуснее», но не могу не вспомнить детство конца 90-х–начала 2000-х. Счастливое детство, счастливое время. Тогда на Новый год в письмах Деду Морозу мы загадывали обычные куклы и машинки, ну или, на крайний случай, суперкрутой набор гелевых ручек, которым потом козыряли в школе. Нас действительно невозможно было дозваться с улицы, потому что именно там кипела настоящая жизнь. Ребята «рубились» в «Квадрат», девчонки устраивали турниры по прыжкам через резинку. «Пекарь», «Краски», «Камушки»… Я боюсь, что сейчас дети даже не знают таких названий, а игры, кстати, просто потрясающие. Когда Маринка из соседнего двора выносила бадминтон – это было настоящим событием, и мы чуть ли не в очередь выстраивались, чтобы запустить в небо воланчик. Соседские абрикосы, гонки на велосипедах, «Царь горы», если кому-то из хозяев частных домов привозили песок… Вот сейчас я пишу это и отчётливо понимаю всю крутость своего детства. Что мы только не вытворяли с братом и другими ребятами! В общем, никогда бы не променяла то время на нынешнее, «телефонное».

Многие родители ратуют за «постоянную поддержку связи с ребёнком», но мы ведь как-то жили и без этого. Точно так же ездили на общественном транспорте в школу, причём многие – с одного конца города на другой. Точно так же возвращались домой после уроков. Только в автобусе мы не залипали в экран на расстоянии десяти сантиметров, а разглядывали дома, считали встречные машины, зимой рисовали на обледенелых окнах картины. Мы не скучали в школе, боже упаси! Там каждый день был похож на приключение. И это не ради красивого словца! Дежурства в столовой, уроки физкультуры, соревнования между классами – можно перечислять бесконечно. Обычные на первый взгляд вещи захватывали нас с головой.

А потом появился смартфон. И детей просто потеряли. В распоряжении мальчишек и девчонок оказалась «коробка», в которой есть абсолютно всё. И 90 процентов школьников используют её вовсе не для обучения. Поверьте и перестаньте себя обманывать. Если подключён интернет, дети будут именно там: зависать на YouTube, играть в игры, строчить сообщения «ВКонтакте», постить фоточки в «Инстаграм». Ну не станет никто спрашивать у Google, с какой попытки изобрели лампу накаливания. Такова наша природа. 

Мы же всё понимаем: если в доме есть лифт, человек не пойдёт пешком на десятый этаж. Да что там! Мы и на четвёртый не станем подниматься своими ножками. И будем находить этому тысячу оправданий: сэкономлю время, пакеты тяжёлые, устал за день, в конце концов, «ну не зря же лифт изобретали!» А потом пойдём к врачам спрашивать, почему болит спина и появились лишние килограммы. 

Ладно, человек вообще существо парадоксальное. Но всё-таки, согласитесь, одно дело, когда осознанный выбор делает взрослый и совсем другое, когда что-то пытается решать ребёнок.

Собирать в начале дня, отдавать в конце. Раньше проблема смартфонов не стояла так остро. Крутые гаджеты имели только старшеклассники, мобильный интернет стоил дорого, а Wi-fi не раздавали на каждом углу. Теперь же всё это вышло из-под контроля. И как бороться – непонятно. Страшные примеры уже не работают, пугающая статистика медиков тоже не действует. Решили закрепить это на официальном уровне. Так, в марте 2019 года в Министерстве образования подписали Приказ № 156 с длинным названием «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Основной упор – на безопасность и пропускной режим, но всё же есть пункт, касающийся телефонов. Не будем цитировать, но смысл такой: каждое учреждение общего среднего образования должно ограничить использование детьми средств мобильной связи во время учебных занятий и перерывов между ними. Как именно это сделать, решает само учреждение. И здесь мнения разделились. Причём не на два лагеря, а гораздо больше. Масла в огонь подлил и случай, произошедший в СШ № 15. 

Как всё будет складываться дальше? Запретят ли мобильники в школах? Нужны ли такие строгие меры? Сложно ответить на все эти вопросы. Пока можем только говорить об опыте, который уже есть в городских общеобразовательных учреждениях.  

– Вопрос использования мобильных телефонов в стенах школы мы подняли ещё три года назад, – рассказывает директор СШ № 21 Инесса Карпина. – Тогда же провели с родителями собрание и предложили провести эксперимент: от телефонов отказываются ученики 5–9 классов. Вместе с тем на переменах детей нужно было чем-то занять, поэтому установили шахматы, шашки и модную сейчас игру «Дженга». Когда появились первые результаты, мы подключили к эксперименту и все остальные классы. Правда, делали это постепенно. Сейчас перед началом занятий наши школьники сдают телефоны классному руководителю, и тот помещает гаджеты в сейф под ключ. В конце уроков смартфоны возвращаются детям. Но чтобы вы понимали, если есть какая-то острая необходимость, ребёнок всегда может подойти к учителю и попросить телефон. 

С наболевшей темой вышли на улицы нашего города и задали гомельчанам вопрос: «Нужны ли детям смартфоны в школе?»


ДАЯНА КАРПОВИЧ


– Да. Телефоны нужны, чтобы оперативно находить какую-то информацию, иметь возможность связаться с родителями, потому что в жизни бывают всякие ситуации. Сейчас я уже студентка, но в школьные годы, конечно, у меня тоже был смартфон. Учителям не приходилось делать замечания, потому что ученики сами понимали, когда можно пользоваться гаджетом, а когда нет. Собирать телефоны перед началом урока и отдавать их в конце дня – это слишком строго. 

ВЯЧЕСЛАВ САМУСЕВ

Нужны ли детям смартфоны в школе: мнения гомельчан

– Нет. Однозначно не нужны. Телефоны только отвлекают школьников от учёбы. Что касается ограничительных мер, я думаю, их должны принимать родители. Мамы и папы должны решать этот вопрос. Моя дочка Маргарита ходит уже во второй класс, но смартфон не покупаем умышленно. И дома нашими телефонами она не пользуется, только в каких-то крайне редких случаях. Нужно книги читать. Вы посмотрите, сейчас же совершенно перестали читать. Зато все сидят в интернете. 

ЕЛЕНА ГОЛЬЦЕВА

Нужны ли детям смартфоны в школе: мнения гомельчан

– Нет, я категорически против. Детям смартфоны не нужны. Это медицинский факт. К сожалению, глядя на нынешнюю ситуацию, можно с уверенностью сказать, что у людей развивается цифровая зависимость. Мы в свои школьные годы просто чудесно обходились без телефонов. Мы даже не предполагали о наличии подобных вещей. Поэтому я считаю, что ограничительные меры в учреждениях образования вполне оправданы. Мой ребёнок получил мобильный только в 13 лет.

СЕРГЕЙ

Нужны ли детям смартфоны в школе: мнения гомельчан

– Мне кажется, телефоны нужны детям в школах только на переменах. Не для игр и всевозможных развлечений, а чтобы была возможность выходить с родителями на связь. Правда, конечно, для этого можно и кнопочный купить. Вообще ограничивать использование смартфонов нужно, иначе дети будут сидеть там круглосуточно. Вы посмотрите, по правде говоря, они же глупеют от всего этого. Своему ребёнку разрешаю пользоваться, но всё-таки в умеренных количествах. 

ИНЕССА КАРПИНА

Нужны ли детям смартфоны в школе: мнения гомельчан

– Конечно, не нужны. Во время учебного процесса телефоны однозначно отвлекают детей. Плюс ко всему сейчас в интернете очень много решённых заданий. Поэтому мы вместе с родителями наших учеников выступаем за то, чтобы на уроках у ребят смартфонов не было. В целом картина сейчас печальная: ребёнок только родился, а ему уже дают какой-то гаджет, лишь бы только с ним не заниматься. И считают, что это правильно. Мы перестаём разговаривать с детьми. Живое общение заменяем телефонами. 

Автор фото: Анна Пащенко

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: