Инструктор работал в автошколе больше десяти лет, но вдруг понадобилось спецобразование

На инструкторах автошкол особая ответственность: они должны научить водить и делать это безопасно для остальных участников движения. Но как быть, если больше десятка лет спокойно отработал и выпускал курсантов, а вдруг выясняется, что уже давно не подходишь под нужные критерии?

Опыт –​ это не главное

Анатолий: "Я работаю инструктором в автошколе с 2007 года. Труд это нелегкий, но мне нравится. 

Недавно мне сообщили, что уволят из автошколы по той причине, что я не соответствую требованиям, предъявляемым к инструкторам по вождению автомобилей. Был удивлен, поскольку за почти 14 лет работы я обучил стольких курсантов, что даже страшно представить. И при этом претензий к моим профессиональным качествам не было. А теперь оказывается, что я не соответствовал критериям. 

Стал разбираться. И мне пояснили, что идет проверка автошкол контролирующими органами. Согласно каким-то документам, инструктор по вождению должен обладать средним специальным образованием. Я в свое время поступал в институт физкультуры, но понял, что это не мое, и бросил обучение на втором курсе. К этому времени у меня был достаточный стаж вождения, чтобы стать инструктором автошколы, плюс закончил специальные курсы. На работу приняли, тружусь до сих пор, опыта профессионального столько, что и поделиться могу с кем-нибудь.  

Теперь поставили условие: или до 31 октября я поступаю в учреждение образования, или "на выход". И вот ловлю себя на мысли: а как повлияет наличие среднего специального образования на качество обучения вождению? Считаю, что в этой профессии главное – опыт, который нужно передавать курсантам. Оказывается, нет. И получается, курсанты, которые мною обучались все эти годы, подготовлены инструктором, не соответствующим требованиям? Это нонсенс какой-то".

Учил-учил, но не соответствовал

Требования к инструкторам по вождению содержатся в СТБ 2191.1-2011, утвержденных Госстандартом Беларуси. Действуют эти правила с 2011 года. При этом в п.6.9 мы видим:

"Практические занятия по управлению автомобилем при подготовке водителей МТС (механических транспортных средств – Прим. ред.) должны проводиться мастерами, имеющими образование не ниже среднего специального, водительский стаж, соответствующий категории согласно требованиям, не менее трех лет и свидетельство о повышении квалификации по соответствующей программе".

Так что контролирующие и сертифицирующие органы таким образом не придирались, а просто требовали привести работу автошколы в соответствие с нормативными документами. Дело за малым: или поступить на среднее специальное образование, или оставить профессию. Тут ничего не поделаешь, ведь закон есть закон.

Статья 42 Трудового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя

4) несоответствия работника занимаемой должности служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;

С основанием для увольнения все понятно. Однако возникает много вопросов, причем риторического характера. Например, что делать с курсантами, вернее, уже давно водителями, которые прошли обучение у инструкторов, не соответствующих критериям? Ведь по букве закона получается, что их готовили "непрофессиональные" инструкторы. И почему инструктора отправляют учиться только в 2020-м году, если закон действует уже девять лет?

"Требования средне-специального образования считаю обоснованными"

Экспертную оценку этой ситуации дала руководитель автошколы "Дорожная азбука" Ольга Кузьмина:

"Вступили в силу условия в части соответствующего образования в 2011 году. В последующие годы, если у инструктора нет средне-специального образования, алгоритм действий был следующий: руководство автошколы писало ходатайство в сертификационный орган, что, несмотря на несоответствие образования, человек профессионал своего дела с многолетним стажем и предприятию он необходим. Конечно, это не значило, что проблема не будет устранена – ходатайство давало отсрочку.

По моему мнению, с 2011 года времени было достаточно у каждого из мастеров, чтобы привести все в соответствие, если хочет занимать соответствующую должность. Я не допускаю мысли, что руководство автошколы (где работает Анатолий – Прим. ред.), не донесло информацию до мастера и для него это сюрприз. Соответственно, нельзя утверждать, что его застали врасплох. За 9 лет можно получить дополнительно и высшее образование, не говоря уже только о средне-специальном.

Я считаю, что соответствующее образование, не ниже средне-специального, должно и необходимо быть у мастера, так как по классификатору профессий он является менеджером среднего руководящего звена. Более того, образование дает первоначальные профессиональные навыки, которые инструктор потом развивает на протяжении своей работы. В том числе основы социологии и психологии личности, которые помогут во взаимодействии с клиентом. И это не говоря о профессиональной подготовке.

Требования средне-специального образования считаю обоснованными, поскольку человек действительно может быть асом в вождении с многолетним опытом, но не умеет преподавать и преподнести материал, что в данной профессии считается абсолютно неприемлемым".

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: