На чем основаны тарифы такси

Казалось бы, белорусы уже начали забывать истории вроде "Саши-63" и иже с ним. Однако наш читатель не так давно вновь наткнулся на таксиста, у которого тариф взят непонятно откуда, – за 15-минутную поездку с мужчины потребовали сумму, которая в четыре раза превышала привычный счет. На чем основаны "хотелки" таксиста?

"Как можно так обдирать людей"?

Вадим: "На прошлой неделе мне пришлось воспользоваться услугой такси. Я заказал поездку от ТЦ "Град" в Ждановичах до проспекта Независимости, 165 (практически МКАД), как говорят, "от бордюра". В моем понимании услуги такси в наше время общедоступны, в том числе с материальной точки зрения. 

Но я был несказанно удивлен, когда за 15 минут поездки водитель такси выставил мне счет на почти 100 рублей. Ехали мы в пределах города, не в ночное время, не на автомобиле бизнес- или премиум-класса (на Nissan Almera). Я был трезв, не испачкал салон и не нанес какого-либо ущерба автомобилю, не получил каких-либо дополнительных услуг или обслуживания по условиям бизнес-класса, не перевозил багаж или даже сумку. Тем не менее на таксометре было указано чуть более 97 рублей. 

"Откуда?" – спрашиваю я. "Такой тариф, у нас цена свободная", – отвечает таксист, мол, вот тут на табличке указано. Скажу так: я и раньше этим маршрутом ездил и платил где-то в районе 17-20 рублей, а тут почти 100. Попросил водителя обосновать стоимость его услуг, но в общих чертах он сообщил, что он как индивидуальный предприниматель такой тариф установил, а я обязан по его тарифу платить. 

Я, естественно, отказался, в связи с чем водитель вызвал наряд милиции. Прибывшие милиционеры приняли у него заявление и опросили меня, сказали, что будут проводить проверку, о результатах которой водителя уведомят. А вообще, "аппетиты" водителей такси чем-нибудь ограничены? Как можно так обдирать людей?"

"Аппетит" не ограничен?

Мы смоделировали аналогичную поездку через приложение одной из служб такси – стоимость поездки значительно отличается. Несмотря на то что сфера перевозок регулируется гражданским законодательством и Законом о защите прав потребителей, предельных или единых тарифов на услуги такси в Беларуси не существует. Тем не менее не все так просто.

В соответствии со ст.7 Закона о защите прав потребителей лицо, оказывающее услуги, обязано своевременно сообщить достоверную информацию о предлагаемых услугах, в том числе цену и условия оплаты услуг, если эти условия отличаются от обычных условий оплаты соответствующих услуг (п.2.5 ст.7 Закона).

Достаточно ли таблички в автомобиле, чтобы считать информацию о тарифах "своевременно сообщенной" потребителю? Вопрос сложный, и, как показывает судебная практика, в некоторых случаях "сообщить" расценивается как "озвучить" тариф пассажиру. А если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить необходимую и достоверную информацию об услуге, то он вправе потребовать расторжения договора на оказание услуг (ч.1 ст.16 Закона). А вот "обычные условия", как прописано в законе, можно трактовать по-разному.

Другое дело, что мы солидарны с читателем: "своевременно" означает ознакомить пассажира с тарифом до поездки, а не после, как в случае с Вадимом. Вот что на этот счет говорит закон:

Постановления Совета Министров "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров"

169. Тарифы за 1 км пробега и 1 час простоя объявляются пассажиру автомобильным перевозчиком или диспетчером такси. Размер платы за посадку устанавливается автомобильным перевозчиком исходя из его затрат, связанных с выполнением посадки и высадки пассажиров, укладки и выгрузки багажа и ручной клади.

Это еще один аргумент к позиции Вадима. Правоохранители изъяли запись с регистратора такси, там есть доказательство того, что водитель объявил стоимость постфактум. Если бы такой записи не было, то доказать что-то было бы весьма проблематично.

Закон Республики Беларусь о ценообразовании 

Свободная цена – цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (ст.1 Закона). Статьей 13 данного правового акта предусмотрено, что индивидуальный предприниматель обязан соблюдать законодательство Республики Беларусь о ценообразовании.

Ценник в нашем случае выставлен высокий – сложно оправдать его "спросом". К тому же пассажир еще и не был оповещен о тарифе должным образом. Эти факторы, по нашему мнению, могут являться основанием для претензии. Если полюбовно вопрос урегулировать не удастся, тогда разрешить его можно в судебном порядке, причем обратиться в суд может любая сторона конфликта.

Правоохранители в этой ситуации проводят свою проверку, но результат ее достаточно предсказуем – произошедшие события с большой долей вероятности назовут "гражданско-правовыми отношениями". Проще говоря, идите в суд. Наш читатель надеется урегулировать ситуацию полюбовно.

"Я заявил таксисту и милиционерам, что готов оплатить расходы по поездке, если водитель их хотя бы обоснует, а не просто скажет: "Я так хочу, у меня такой тариф, поэтому плати". Ну не может так быть, что взял цену с потолка и вперед, народ обирать", – резюмирует Вадим.

Постановлении Совета Министров "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров"

Размер платы за автомобильную перевозку пассажиров автомобилем-такси определяется по таксометру на основании установленных тарифов за подачу автомобиля-такси по заказу, посадку в автомобиль-такси, 1 км оплачиваемого пробега и 1 час оплачиваемого простоя или движения автомобиля-такси со скоростью, меньшей отношения тарифа за 1 час оплачиваемого простоя к тарифу за 1 км оплачиваемого пробега.

 

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: