Продал автомобиль через комиссионку, а покупатель не хочет ставить машину на учет. Как выйти из ситуации

Читатель Автобизнеса Артем попал в неприятную историю. Он еще год назад продал Mazda 626 через комиссионный автомагазин в Речице, но продолжает получать штрафы с камер фотофиксации, которые "ловит" нынешний хозяин авто. Что пошло не так?

"Устал заниматься решением чужих "косяков"

Артем: "23 ноября 2019 года я договорился с покупателем Mazda 626 встретиться возле ГАИ в Речице, чтобы оформить продажу автомобиля. Покупатель уже ждал меня с каким-то человеком, который назвался представителем комиссионного автомагазина и взялся за оформление сделки. 

Когда все документы были готовы, мы поставили подписи, я получил деньги – и разъехались, пожелав друг другу удачи. Покупатель напоследок пообещал в ближайшее время поставить автомобили на учет. В принципе я был доволен: авто продал быстро, деньги получил почти те, которые и планировал.

Радость длилась недолго – уже через два месяца я получил "письмо счастья" за превышение скорости новым владельцем автомобиля. Посоветовался со знакомыми, и мне сказали написать заявление в ГАИ и указать, кому был продан автомобиль. В ГАИ заявление приняли, в итоге штраф оплачивать мне не пришлось, его с меня сняли и выставили покупателю машины.

Статья 10.3. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется

51. Если физическое лицо не согласно с привлечением его к административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 31 настоящей статьи, и подало об этом письменное заявление в Государственную автомобильную инспекцию по месту жительства в течение одного месяца со дня получения копии постановления о наложении административного взыскания, а также в случае опротестования такого постановления данное постановление утрачивает силу в день получения указанного заявления (протеста). В дальнейшем административный процесс по данному факту ведется в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом положений статьи 4.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и части 5 статьи 2.7 настоящего Кодекса.

Однако спустя время пришел новый штраф. Потом еще один, и так за год – 5 постановлений, после получения которых я каждый раз был вынужден писать в ГАИ заявление. Инспекторы проверяли и переписывали штраф на настоящего виновника, покупателя моего автомобиля. Его, похоже, устраивает такое положение вещей, поскольку на мои звонки он не отвечает. Но я устал заниматься решением чужих "косяков". Подскажите, что мне в этом случае делать?"

 

Как мы понимаем, новый владелец авто на учет не поставил, поэтому в ГАИ Артем числился собственником и ему начисляли штрафы за нарушения, которые совершал покупатель его машины. Мы посоветовали Артему обратиться в ГАИ с заявлением о внесении изменений в базу данных ГАИ о новом владельце автомобиля. Документы по комиссионной сделке, хотя и "кривые", но об этом чуть ниже, на руках у Артема есть. В них указан покупатель и все необходимые реквизиты.

Однако Артему в ГАИ в этой просьбе, по его словам, отказали, потребовав договор с покупателем, как и его самого (покупателя). По этому поводу мы скажем так: Артем продал автомобиль через комиссионный автомагазин, а это значит, что у него должен быть заключен договор комиссии.

Комиссионные сделки – это абсолютно законный способ продать машину, он регулируется как Гражданским кодексом, так и другими нормативными актами. Когда комиссионер продает автомобиль, то он отчитывается перед комитентом (в данном случае Артемом, передавшим авто на продажу) о реализации имущества. Такой отчет в нашем случае имеется. 

Покупатель автомобиля получает от продавца (комиссионера) счет-справку, она в свою очередь подтверждает заключение сделки по купле-продаже (п.1.4-1.5 президентского указа №504). При этом собственник автомобиля и покупатель могут друг друга в глаза не видеть, поскольку в интересах и от имени покупателя в таких случаях выступает комиссионер.

Статья 880 Гражданского кодекса

1. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Так что на руках у Артема после продажи остается договор комиссии, акт осмотра транспортного средства и отчет продавца (комиссионера). Других документов для ГАИ у него в принципе не может быть.

Поэтому еще раз настоятельно советуем подать в ГАИ в письменном виде (в предыдущий раз Артем выразил лишь устное намерение) заявление об изменении сведений о владельце автомобиля и приложить все имеющиеся у него документы. Тем более что раньше от Артема принимали заявления о штрафах, а значит, учитывали и договор комиссии, и другие документы. Дальше по законодательству об административных процедурах ГАИ имеет полное право потребовать информацию и документы о покупателе у комиссионного автомагазина. 

Что не так с договором?

Артем оформил продажу своего автомобиля через комиссионный магазин как положено, но в самом договоре есть странности.

Во-первых, стороны в документе называются "Комиссионер" и "Продавец" (Артем). Это неправильно, поскольку в договоре комиссии должны быть "Комиссионер" и "Комитент" (Артем). И при такой сделке Артем не продает машину комиссионеру, а передает ее на комиссию. После продажи авто комиссионер должен передать Артему деньги за минусом своего вознаграждения, прописанного в договоре.

Продал автомобиль через комиссионку, а покупатель не хочет ставить машину на учет. Как выйти из ситуации

Во-вторых, согласно договору документы на автомобиль находятся у продавца (Артема). Это тоже неправильно, поскольку если мы ведем речь о договоре комиссии, документы должны находиться у комиссионера. Как тогда он продает авто? 

В целом в документе комиссионер смешал и договор комиссии, и договор купли-продажи, чего быть не должно. Правда, вознаграждение для себя он предусмотрел, а значит, подразумевал именно комиссионную торговлю, а не иную другую.

Но самую большую ошибку совершил сам Артем. Нужно было только заключить договор купли-продажи и предъявить его в окошко регистрации ГАИ, однако наш читатель зачем-то решил согласиться на предложение "доброго дяди" из автокомиссионки, с чего и завязалась вся эта история.

Что делать?

Выходов из ситуации несколько. О первом – с заявлением в ГАИ – мы говорили выше, повторяться не будем. Поэтому поговорим о других.

Вариант №2. Обратиться в суд с иском к комиссионеру о расторжении с ним договора и привлекать в качестве соответчика фактического владельца автомобиля. Основание – сделка с комиссионером прикрывает сделку купли-продажи между физическими лицами. Такие сделки могут быть признаны судом ничтожными в силу ч.2 ст.171 Гражданского кодекса.

Вариант №3. Обратиться в суд с иском непосредственно к владельцу автомобиля, который, как следует из ситуации, мог специально запутать Артема, что он собирался стать собственником автомобиля, оформив сделку в ГАИ. Такие сделки, совершенные под влиянием заблуждения или обмана, могут быть признаны недействительными в силу ст.179-180 Гражданского кодекса.

Вариант №4. Договариваться. Способ в теории самый простой и быстрый, но при условии, что покупатель пойдет на контакт и все-таки поставит автомобиль на учет в ГАИ.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63; 
  • электронная почта pravo@abw.by.

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: