Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

В середине января новый руководитель группы Renault Лука де Мео рассказал о стратегии Renaulution. По плану Renault отойдет от имиджа производителя массовых недорогих моделей – эта ниша будет отдана Dacia и Lada, которые объединятся в части инжиниринга. Деталей пока мало, но попробуем понять, что же это означает для будущих покупателей Lada.

Что заявлено

В ближайшие годы (пока заявлен план до 2025-го) число моделей и кузовных вариаций брендов Dacia и Renault должно сократиться с 18 до 11, вместо четырех используемых платформ должна остаться одна-единственная, на которой и будут строиться все новые автомобили. Про Dacia много говорить не будем, в большей степени нас интересует Lada. Чего же стоит ожидать в ближайшее время?

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Из опубликованного изображения с графиком вывода новых моделей становится понятно, что в 2023 году Lada должна сделать сразу две премьеры (ожидается, что это будет Granta с двумя типами кузова), в 2024-м – еще одну (это новая Niva), а в 2025-м планируется еще одна новинка в сегменте С. И это не поднявшаяся классом выше Vesta II, а более крупный, чем базовая Niva, кроссовер. И с технической точки зрения они будут очень близки к моделям Dacia, построенным на "тележке" СМА-B.

Единая платформа

В данный момент Lada использует оригинальные платформы Granta, Niva и Vesta, а также производит Largus и XRay на платформе Renault B0. До недавнего времени она же была основной и для всех моделей Dacia, однако новое поколение Logan и Sandero стали первыми носителями "тележки" CMF-B LS, которая и будет единой для всех моделей обеих марок.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Common Module Family (CMF) – это концепция модульной архитектуры, которая используется при разработке моделей альянса Renault-Nissan-Mitsubishi в последние годы. Она включает в себя пять групп совместимых и взаимозаменяемых модулей – моторного отсека, салона (кабины), передней и задней частей днища. Подобный подход позволяет снижать затраты на проектирование, а в дальнейшем обеспечить высокую степень унификации, что работает на уменьшение себестоимости. При этом для каждого сегмента разработаны свои платформы, и для компактных автомобилей это CMF-B.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Но новейшие Renault Clio V, Captur II, Arkana, Nissan Juke и Note используют "продвинутый" вариант CMF-B HS (high specifications), а для моделей Dacia/Lada выбрана упрощенная версия CMF-B LS (low specifications). Но даже этот вариант обеспечивает более высокий ездовой комфорт по сравнению с заменяемой платформой ВО и позволяет использовать современные средства активной и пассивной безопасности, включая ездовые ассистенты вроде системы автоматического торможения.

Новая Granta сблизится Logan, а Niva – с Duster?

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

С технической точки зрения именно так и будет: унификация новых моделей Lada с Daсia будет достаточно серьезной. Но значит ли это, что нас ждет банальный бедж-инжиниринг? Маловероятно даже в случае с Granta, а если говорим про New Niva, то различия точно будут существенными. Как минимум с точки зрения дизайна тольяттинский внедорожник будет другим. Правда, в плане стилистики уже не таким, как эффектный концепт-кар 4×4 Vision, внешний вид которого компания даже запатентовала. 

Как утверждает "Авторевю", у внедорожника будет свой собственный двигатель 1.8, а помимо "дастеровской" полноприводной трансмиссии будет предложен и более эффективный для внедорожных качеств вариант с демультипликатором и, возможно, даже с принудительной блокировкой.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Granta II может стать перелицованным "Логаном", то есть повторить путь Largus, только лишь в случае, если сам Logan под маркой Renault на российский рынок вообще не выйдет (об этом чуть ниже). Но даже при таком раскладе она по примеру того же Largus все равно наверняка получит российские моторы и коробки, потому что они дешевле французских, а в низшем ценовом сегменте каждая сэкономленная копейка в себестоимости крайне важна.

Но скорее всего, что новая Granta будет построена по рецепту XRay, то есть импортная начинка будет переосмыслена, перенастроена и подана в совершенно иной "упаковке". Кстати, тот же XRay показал, что российские инженеры могут сделать "надстройки" и тонкие настройки как минимум не хуже, чем у "прародителя". Плохая новость состоит в том, что в ближайшее время весь инжиниринг ВАЗа рискует ограничиться лишь подобного рода работами по переосмыслению и адаптации иностранных концепций. Самостоятельная разработка новых платформ при объявленной стратегии маловероятна.

Моторы останутся российскими?

Это тоже интересный вопрос. С одной стороны, политика сокращения расходов и всеобщей унификации подразумевает, что от "лишних" моторов и коробок группа Renault будет избавляться. Нетрудно предположить, что российские возрастные двигатели и "подвывающая" коробка напрашиваются на роль "пенсионеров". С другой – они обеспечивают более низкую себестоимость автомобилей. И опять же по некоторым данным та же New Niva получит именно "родной" движок 1.8.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Вы скажете, что на нынешних моделях Dacia приоритет отдается современным, то есть технологичным малолитражным турбомоторам, которые вряд ли будут особо востребованы в нашем регионе. Да, но на некоторых рынках сохраняется тот же 1,6-литровым "атмосферник", и не будем забывать, что, например, производство 16-клапанника H4M давно налажено в Тольятти. Опыт внедрения механических коробок Renault на "Весте" имеется, а что касается автоматических трансмиссий, то "автомат" и вариатор Jatco – чистый импорт.

В общем, можно предположить, что в отдаленном будущем приоритет будет отдан все-таки импортным моторам и коробкам, пусть даже они будут локализованы в России. Но как минимум в ближайшие годы агрегаты ВАЗа не исчезнут. А вот про сами "оригинальные" модели этого не скажешь.

Что будет с Vesta и прочими?

С новыми поколениями Granta и Niva понятно: они просто переедут на платформу СМF-B. А как насчет Vesta? Она присутствует на российском рынке с 2015 года и по идее может продержаться еще 3-5 лет, а при серьезном обновлении даже больше (посмотрите на тот же Rapid). Вопрос в том, как быстро захотят отправить на "пенсию" не только Vesta, но и две нынешние "Нивы", а также Largus и XRay.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Проще всего как раз с последним: падение спроса на XRay может привести к его быстрой отставке. Но Largus пользуется высоким спросом, а классические Niva Legend и Niva Travel имеет смысл придержать на конвейере до появления нового поколения. Самое логичное решение – производить все эти модели, пока они приносят прибыль, а затем постепенно свернуть производство без "наследников". Но ведь французы могут захотеть свернуть все быстрее в целях оптимизации процессов.

Тут еще вот какой момент. Стратегия Renaulution предполагает увеличение загрузки предприятий. В данный момент в России помимо московского завода Renault есть основной завод ВАЗа в Тольятти (где также выпускают Renault Logan и Sandero) и завод в Ижевске, где налажено производство Vesta. Как полагают некоторые эксперты и журналисты, число этих производственных площадок может быть уменьшено. И здесь как раз судьба Vesta переплетается с перспективами предприятия в Ижевске. Но есть один важный нюанс.

Локализация может быть принципиальной

Понятно, что у французов – свое видение по развитию группы, свои планы по применяемым мерам. Закрыть один-два завода, перевести все модели на одну платформу и унифицировать их по компонентной базе – убрать "оригинальные" моторы, коробки, прочие узлы в пользу унифицированных. Все это логично, но вопрос в том, как на это отреагирует правительство РФ. Ведь подобные планы грозят закрытием одного, а то и двух автомобильных предприятий (а тот же завод в Ижевске имеет важное значение для региона), пересмотром взаимоотношений с поставщиками (как минимум под ударом оказываются те из них, что выпускают детали для "уходящих" моделей). А еще это вопрос о степени локализации, которая с переходом на новую импортную платформу грозит снизиться.

В конце концов, не будем забывать, что для получения преференций иностранные производители заключают с Минпромторгом инвестиционный контракт, то есть берут на себя определенные обязательства по вкладыванию средств, развитию производства, внедрению новых технологий. В общем, планы планами, но применительно к российскому рынку и автопрому их как минимум придется согласовывать. И вот здесь может оказаться, что заводы закрывать нельзя, лишать местных поставщиков заказов – тоже. И придется тогда корректировать стратегию по месту…

Logan уйдет?

И еще один интересный вопрос. Во-первых, стратегия Renaulution подразумевает, что Renault отойдет от имиджа производителя дешевых машин. Во-вторых, еще два года назад шеф-дизайнер Renault Лоренс ван ден Акер обмолвился, что в будущем компания может убрать с российского рынка Logan и Sandero, объяснив это имиджевыми соображениями и стремлением избежать внутренней конкуренции с Lada.

Как изменятся модели Lada с учетом новой стратегии Renault

Что же, с учетом последних новостей это выглядит вполне логично. Logan и Sandero третьего поколения в том или ином виде перевоплощаются в новую Lada Granta, а Renault сосредотачивает свои силы в сегментах кроссоверов – как минимум уже есть Kaptur и Arkana, наконец-то на подходе и новый Duster.

Но все это пока лишь рассуждения при отсутствии конкретики. Однако проблема не только в том, что более подробно своими планами относительно Lada французы делиться не спешат. Просто посмотрите, как меняются время от времени те или иные программы развития, как переносятся сроки выхода новых моделей то из-за локального кризиса на российском рынке, то из-за пандемии, то еще по каким-то причинам. Niva мы ждали гораздо раньше, чем в 2024 году. Кстати, и теперь уже родственный ей Duster явно задержался, ведь в Европе он появился еще осенью 2017-го.  

Наш вердикт

Насколько стойкой окажется новая стратегия по мере ее реализации и что получится на самом деле, узнаем только через какое-то отдаленное время. Но в любом случае очевидно: если первые несколько десятилетий модельный ряд Lada представлял собой производное от автомобилей Fiat, то на наших глазах история делает виток – теперь нам предстоит период адаптаций, перенастроек и обновлений техники от Renault-Dacia. Главное, чтобы затем снова не наступила эпоха технологического (и любого иного) застоя.

От "копейки" до Vesta. Lada в базе объявлений Автобизнеса

Источник

Читайте также

оставить свой комментарий

Войти с помощью: